Суббота, 18.11.2017, 05:36
Приветствую Вас Гость | RSS

КОРАБЛИК

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Л.Н. Матвеева, И.В. Малышева МБДОУ Раздольнинский детский сад «Кораблик» Организация коррекционной предметно-развивающей среды, как одно и

Л.Н. Матвеева,

И.В. Малышева

МБДОУ Раздольнинский детский сад

«Кораблик»

 

Организация коррекционной предметно-развивающей среды, как одно из условий  реализации требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

 

 

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда МБДОУ Раздольнинский детский сад комбинированного вида  «Кораблик» Гурьевского муниципального района  по реализации требований ФГОС дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

    Современная эпоха предъявляет высокие требования к  качеству дошкольного образования.  Очень важно создать каждому ребенку дошкольного возраста равные стартовые возможности для поступления в школу. Не исключением являются и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования делает акцент на индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Выстраивая индивидуальную коррекционно-развивающую траекторию   ребенка с нарушением речи, педагоги (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, медицинский работник, родители)  продумывают образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником  образовательных отношений дает возможность вносить коррективы в намеченные планы и простроенные структуры  коррекционного процесса. 

В  целях поддержки инициативы ребенка в различных видах деятельности, значительное место отводится предметно-развивающей среде логопедических кабинетов дошкольных организаций, что позволяет ребенку проявлять свое творчество  и удовлетворить желание начать непосредственную образовательную деятельность с любого раздела.   Так для развития мелкой моторики  пальцев рук предложены шнуровки ярких картин,  разноцветные пуговицы,  шишки для сжимания,  скорлупа грецких орехов для произношения и ритмизации чистоговороки, мячи-«ёжики» для массажа ладони,  наборы прищепок для прищепкотерапии, кольца-суджок, трафареты для штриховки.  Ребенок может взять металлофон или бубен, учитель-логопед с удовольствием поддержит его в работе над развитием фонематического слуха. Ребенок, играя,   может выделить заданный звук музыкальным инструментом.

В доступном для детей месте располагается поддувной материал: перышки, бумажные снежинки, игрушечные вентиляторы, вата, осенние листья - всевозможные предметы, на которые можно дуть и вырабатывать сильную воздушную струю, способствующую правильному речевому дыханию. Под забавные истории учителя-логопеда ребенок дует на предметы в нужном месте с определенной силой, тем самым укрепляет речевой аппарат и силу воздушной струи. Закрепляет правило, что нужно говорить на спокойном выдохе.

В игровой форме можно предложить ребенку сделать артикуляционную гимнастику для развития и укрепления мышц речевого аппарата. Эта работа очень кропотливая,  требующая усидчивости и желания ребёнка.  В этом помогает яркий разнообразный дидактический материал и творчество учителя-логопеда, умение импровизировать. «Театр пальчиков и язычка» разнообразит движения и внесет положительные  эмоции в работу ребенка.

Большое разнообразие дидактических игр, таких как «Логопедическое лото» - способствует развитию внимания, памяти, автоматизации поставленных звуков, «Живые звуки» - прививает навык звукового анализа слова, умение определять и называть все звуки слова в порядке их произнесения.  «Слово к слову» - игра закрепляет умение определять слоговой состав слова со стечением согласных, развивает фонематическое восприятие, слуховое внимание и память.  «Любимая каша» - познавательная игра для формирования и развития грамматического строя речи, словообразования и словоизменения. Эти игры взяты для примера из разных областей речевой коррекции. Их использование позволяет  осуществлять коррекцию и развитие речи в интеграции с образовательными областями, что способствует ее обогащению, например:

·                    Социально-коммуникативное развитие: ребенок коммуникабелен, значит, умеет общаться в коллективе, презентовать себя.

·                    Познавательное развитие: ребенок познает мир через вопросы, а их нужно уметь задавать. Для этого необходимо чистое звукопроизношение.

·                    Художественно-эстетическое развитие: речь помогает понимать прекрасное через художественное слово, объяснять свое творчество очень важно для ребенка.

Кроме яркой обогащенной предметно-развивающей среды логопедического кабинета, особое значение имеет оснащенность логопедического центра в группе, ведь постановку звуков, мелкую моторику и другие речевые навыки необходимо закреплять в повседневной жизни ребенка в детском саду. Здесь также необходим яркий красочный материал.В логопедическом центре представлены дидактические игры: «Мой, моя, моё мои» - на формирование представления о роде, и числе. «Профессии», «Плоды и листья», «Чей домик?»  - на развития связной речи

«Аналогии» - на развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей.

 Закрепление  и отработка поставленных звуков необходима ребенку и в домашних условиях, поэтому огромную  помощь в работе учителя-логопеда с родителями оказывает родительский уголок в приемной речевой группы. В уголке  мы размещаем консультации, раздаточный материал в виде буклетов на автоматизацию звуков, информацию о том, над какими звуками работаем по обучению грамоте, что нужно закрепить дома (выкладывать из палочек, прутиков, крупы, лепить из пластилина, соленого теста, глины изученные буквы).

Таким образом, организуя коррекционную предметно-развивающую среду в дошкольной организации, мы создаем благоприятные условия для коррекции, развития и обогащения речи наших воспитанников, что является одним из требований реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ира (26.05.2015)
Просмотров: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0